Коран и терапия: к каким психологам обращаются мусульмане?

Психологам необходимо учитывать особенности и ценности людей, которые к ним обращаются. Сегодня одним из актуальных направлений стала мусульманская психология, ведь ислам — вторая по численности верующих религия в нашей стране. С какими вопросами приходится сталкиваться психотерапевту и что общего у ислама и психоанализа, рассказывает психотерапевт Гузель Махортова.

Коран и терапия: к каким психологам обращаются мусульмане?
Коран и терапия: к каким психологам обращаются мусульмане?Типы фигуры: что наш силуэт говорит о нас?761072Коран и терапия: к каким психологам обращаются мусульмане?Самые сексуальные женщины — кто они? Мнение мужчин540443Коран и терапия: к каким психологам обращаются мусульмане?Почему мужчины изменяют: признание анонима713853

Во всем мире повышается интерес к исламской психологии. Создаются организации для оказания консультативной психотерапевтической помощи мусульманам. Специалисты объединяют знания психологии с учением Корана. Давно известна Международная ассоциация мусульманских психологов, а в России работает Ассоциация психологической помощи мусульманам.

Несмотря на расхожие убеждения, что «Аллах любит терпеливых» и «Женщины все такие, живи как живется», мусульманки все чаще решаются обратиться к профессионалам. И психологическая помощь им оказывается в контексте шариата (комплекса предписаний, определяющих убеждения мусульманина) и адатов (обычаев, регулирующих повседневную жизнь мусульманина).

Для личности мусульманина религиозная идентичность является системообразующей

Среди самых популярных запросов числятся отсутствие картины будущего, страхи, бесперспективность, бессилие и беспомощность, межличностные, семейные конфликты, несформированность навыков общения в социуме, заниженная самооценка, обиды на родных, депрессии, застревание на несбыточных мечтах.

Выделение исламской психологии в отдельную дисциплину и разработка соответствующих методов были лишь вопросом времени, ведь запрос на такую помощь существует давно. Традиционные психологические школы базируются на западном мировоззрении, с его индивидуализмом и демократическими ценностями. Однако для личности мусульманина религиозная идентичность является не просто важной, но «системообразующей».

Пересечения понятий 

Перспектива развития исламской психологии — в гармоничном взаимопроникновении мировоззрений, использовании многовековых наработок самосовершенствования личности, соединения светского и духовного.

Исламская психология рассматривает человека на уровне «рух» (души), «нафса» (низменной части человеческой души), «акль» (сознания/разума), «джисм» (физического тела).

Как аналитический психотерапевт, работающий с личным и коллективным бессознательным клиентов, возьму на себя смелость предположить пересечение понятий «нафса» и «подсознание». Мусульманин стремится к укрощению, очищению нафса через молитву, воздержание от мирских соблазнов. Обычный человек стремится осознать и взять под контроль негативные проявления подсознания, сформировавшегося на базе травматических детских переживаний, запрещенных в социуме чувств.

Коран и терапия: к каким психологам обращаются мусульмане?

Личный опыт 

Не претендуя на истину в последней инстанции, хочу поделиться опытом личной терапии, вернувшей меня саму в лоно этнической религии. Это произошло благодаря моему итальянскому психотерапевту — ирландке, католичке. Она увидела ресурс моего психологического исцеления в восстановлении религиозной и национальной идентичности.

Намаз, а потом и суфийский зикр (религиозная практика) помогли мне справиться с детскими травмами, а их было достаточно. Мама воспитывалась в детском доме во время Великой Отечественной войны. И, к огромному сожалению, реконструировала в моем детстве свое. Анализ помог отделить религиозный момент в общении с матерью от психопатического.

Большинство из нас — заложники трагических моментов истории нашей многонациональной родины. Психопатический компонент передается из поколения в поколение. Безмолвная покорность перед садизмом родителей, завистью родственников зачастую становится непосильной ношей для психики (если мы, конечно, не святые — библейские или коранические персонажи).

Именно анализ помог мне вступить в контакт с вытесненными агрессией и болью. В то время как вера в Бога помогла принять судьбу, стать психотерапевтом, оправдывая миф о раненом целителе, который должен в первую очередь исцелить себя самого.

Психотерапия как духовная практика 

Хорошая психотерапия — это всегда духовная практика, в священном котле которой детские комплексы переплавляются в новое ядро личности. Человек, который познал сущность своего нафса, познает своего Создателя.

У человека любой конфессии, любого уровня осознанности есть теневые аспекты, которые проецируются на окружающих. В мусульманской среде подобные проявления бессознательного могут приписываться действию джинов, шайтанов (деятельность последних — отдельная тема).

Например, молодая русская женщина, принявшая ислам, ставшая второй женой мусульманина, жаловалась, что муж не уделяет ей столько внимания, сколько первой жене. В личной истории женщины — трагическая смерть отца в детстве. Супруг говорит, что она сама отталкивает его.

Проще переложить ответственность за свою жизнь на действие потусторонних сил, чем проводить сложную внутреннюю работу

Во время консультации я отметила противоречивость реакций и слов. Утонченность и набожность сменялись грубоватыми, высокомерными высказываниями — и вообще, и в мой адрес в частности.

Консультирую я уже больше 20 лет и по ряду симптомов предположила, что у клиентки амбивалентно-тревожный тип привязанности, когда одной рукой притягивают, а другой отталкивают. Подсознательный детский страх быть покинутой отцом заставляет женщину отталкивать и мужа.

Клиентка настаивала, что это первая супруга насылает порчу, шайтанов, аргументируя свое предположение тем, что с ней не хотят общаться и другие. Я предположила, что у женщины трудности в адаптации в социальной страте (социальной группе) более высокого уровня, в которую она попала благодаря замужеству. В данном случае человеку действительно проще переложить ответственность за свою жизнь на действие потусторонних сил, чем встречаться с собственными травмами и проводить сложную внутреннюю работу.

Возвращение к корням 

В завершении статьи хочу сказать слова благодарности в память о своем психотерапевте Анжеле Мери Коннолли, подарившей мне возможность вернуться к своим корням. На одной из сессий Анжела упомянула Анри Корбена, юнгианского психолога, одного из величайших западных ученых в области изучения суфизма и исламского мистицизма, директора школы практических исследований университета Сорбонны, сравнив наши духовные пути.

Я не знаю более тонких, глубоких работ по мистическому шиизму, иранскому суфизму, чем книги Анри Корбена, который был… гугенотом. Так ирландка, католичка восстановила связь времен. И пример ее работы со мной говорит мне о том, что все дороги ведут к Богу.

Поделитесь с нами своим мнением
источник www.psychologies.ru